?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Существование в Г. театрально-зрелищной культуры в 5 в. до н. э. подтверждается археологич. находками и памятниками др. культуры. Большое развитие получил нар. театр, в особенности берикаоба—древнейший импровизац. нар. театр масок, с его прогрессивной, радикальной, антицерк. направленностью, и кееноба — массовое карнавальное празднество, выражавшее высокий пат-риотич. дух народа. Ещё в эпоху рабовладения появляется своеобразная форма театрально-зрелищного иск-в* — са-хиоба (представления в масках, сопровождающиеся музыкой), включавшая декламацию, выступления акробатов, жонглёров. Сахиоба как дворцовый театр получила наибольшее развитие в ср. века и существовала вплоть до 18 в. Светские мотивы, проникавшие в сахиоба, и элементы сатиры порождали враждебное отношение к ней церкви. В 60— 80-х гг. 18 в. возникает школьный театр, в 90-х гг.— при дворе Ираклия II — светский театр (во главе с драматургом Г. И. Авалишвили). В 1795 почти все артисты этого театра погибли в боях во время нашествия орд Аги Мохаммед-хана на Тбилиси.

Большую роль в развитии груз, театра сыграло присоединение Г. к России. В 1845 в Г. был основан рус. драматич. театр. Театральная жизнь Г. в 1-й пол. 19 в. представлена в основном любительскими кружками. Возникновение реалистического направления в грузинской лит-ре способствовало возрождению в Г. проф. театра, основателем к-рого в 1850 стал драматург Г. Д. Эри-стави (в 1856 театр был закрыт). В 1879 под влиянием идей нац.-освободит, движения писатели И. Г. Чавчавадзе и А. Р. Церетели вновь создали в Тбилиси, а затем в Кутаиси проф. театры, ставившие пьесы Г. Д. Эриста-ви, И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели,

A. А. Цагарели, А. М. Казбеги, рус. и зарубежную классику. Здесь выросла плеяда актёров реалистич. направления — В. А. Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили, Н. М. Габуния, М. М. Сатарова-Абашидзе, К. Д. Кипиани, К. С. Месхи, В. Л. Гуниа, Е. А. Чер-кезишвили, позднее Ш. Н. Дадиани, Н. П. Чхеидзе, А. С. Имедашвили, режиссёры К. А. Марджанишвили, B. И. Шаликашвили, А. Р. Цуцунава, М. ф. Корели и др.

В годы пролетарского освободит, движения в Г. получают развитие нар. театры с их острой социальной направленностью и революц. пафосом. Революц. духом отмечена деятельность Кутаисского театра, к-рый возглавлял в 1897— 1906 актёр-трибун В. С. Алекси-Месхи-швили. На спектаклях этого театра в период Революции 1905—07 возникали митинги, ораторы призывали к борьбе с самодержавием. Передовые деятели груз, реалистич. театра пытались отстоять прогрессивные, демократия, традиции нац. иск-ва и в годы политич. реакции (1907— 1910). Ставились пьесы революц. содержания («Когда пировали» Ш. Н. Дадиани, «Кто виноват?» Н. И. Накашидзе, «Соседи» Т. М. Рамишвили), шли пьесы М. Горького («На дне», 1908, Тбилиси, «Последние», 1910, Кутаиси), Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

(Э.Н. Гугушвили)

Profile

russiadatabase
База художников России, энциклопедия
The Russia Database, encyclopedia of Russian artists

Latest Month

March 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel