База художников России, энциклопедия (russiadatabase) wrote,
База художников России, энциклопедия
russiadatabase

Драматический театр Грузии (часть 1)

Существование в Г. театрально-зрелищной культуры в 5 в. до н. э. подтверждается археологич. находками и памятниками др. культуры. Большое развитие получил нар. театр, в особенности берикаоба—древнейший импровизац. нар. театр масок, с его прогрессивной, радикальной, антицерк. направленностью, и кееноба — массовое карнавальное празднество, выражавшее высокий пат-риотич. дух народа. Ещё в эпоху рабовладения появляется своеобразная форма театрально-зрелищного иск-в* — са-хиоба (представления в масках, сопровождающиеся музыкой), включавшая декламацию, выступления акробатов, жонглёров. Сахиоба как дворцовый театр получила наибольшее развитие в ср. века и существовала вплоть до 18 в. Светские мотивы, проникавшие в сахиоба, и элементы сатиры порождали враждебное отношение к ней церкви. В 60— 80-х гг. 18 в. возникает школьный театр, в 90-х гг.— при дворе Ираклия II — светский театр (во главе с драматургом Г. И. Авалишвили). В 1795 почти все артисты этого театра погибли в боях во время нашествия орд Аги Мохаммед-хана на Тбилиси.

Большую роль в развитии груз, театра сыграло присоединение Г. к России. В 1845 в Г. был основан рус. драматич. театр. Театральная жизнь Г. в 1-й пол. 19 в. представлена в основном любительскими кружками. Возникновение реалистического направления в грузинской лит-ре способствовало возрождению в Г. проф. театра, основателем к-рого в 1850 стал драматург Г. Д. Эри-стави (в 1856 театр был закрыт). В 1879 под влиянием идей нац.-освободит, движения писатели И. Г. Чавчавадзе и А. Р. Церетели вновь создали в Тбилиси, а затем в Кутаиси проф. театры, ставившие пьесы Г. Д. Эриста-ви, И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели,

A. А. Цагарели, А. М. Казбеги, рус. и зарубежную классику. Здесь выросла плеяда актёров реалистич. направления — В. А. Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили, Н. М. Габуния, М. М. Сатарова-Абашидзе, К. Д. Кипиани, К. С. Месхи, В. Л. Гуниа, Е. А. Чер-кезишвили, позднее Ш. Н. Дадиани, Н. П. Чхеидзе, А. С. Имедашвили, режиссёры К. А. Марджанишвили, B. И. Шаликашвили, А. Р. Цуцунава, М. ф. Корели и др.

В годы пролетарского освободит, движения в Г. получают развитие нар. театры с их острой социальной направленностью и революц. пафосом. Революц. духом отмечена деятельность Кутаисского театра, к-рый возглавлял в 1897— 1906 актёр-трибун В. С. Алекси-Месхи-швили. На спектаклях этого театра в период Революции 1905—07 возникали митинги, ораторы призывали к борьбе с самодержавием. Передовые деятели груз, реалистич. театра пытались отстоять прогрессивные, демократия, традиции нац. иск-ва и в годы политич. реакции (1907— 1910). Ставились пьесы революц. содержания («Когда пировали» Ш. Н. Дадиани, «Кто виноват?» Н. И. Накашидзе, «Соседи» Т. М. Рамишвили), шли пьесы М. Горького («На дне», 1908, Тбилиси, «Последние», 1910, Кутаиси), Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

(Э.Н. Гугушвили)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments