База художников России, энциклопедия (russiadatabase) wrote,
База художников России, энциклопедия
russiadatabase

Кино Грузии (часть 1)

Киносъёмки в Г. впервые осуществлены в 1908—10 В. Я. Амашукели и А. Д. Дигмеловым. В 1912 В. Я. Амашукели снял киноочерк «Путешествие Акакия Церетели по Раче и Лечхуми», к-рый явился первым значит, произведением груз, документ, кино. В 1916 А. Р. Цуцунава приступил к съёмкам первого художеств, фильма «Христинэ» (по Э. Ниношвили), который вышел на экраны в 1917. Подлинное развитие национального киноискусства начинается после установления в Г. Сов. власти. В 1921 на экраны вышел первый груз. сов. историко-революционный художественный фильм «Арсен Джорджиашвили» (реж. И. Н. Перестиани, сценарий Ш. Н. Да-диани). Для груз, кино 20-х гг. характерны экранизации: «Сурамская крепость» (1923, по Д. Чонкадзе, реж. И. Н. Перестиани), «У позорного столба» (1924, по А. Казбеги, реж. А. И. Бек-Назаров), «Три жизни» (1925, по Г. Церетели, реж. И. Н. Перестиани), «Мачеха Самани-швили» (1927, по Д. Клдиашвили, реж. 3. И. Беришвили, К. А. Марджанишвили); созданы фильмы по повести М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» («Бэла», «Княжна Мэри», «Максим Максимыч» — все в 1927, реж. В. Г. Барский). Крупнейшей работой 1-й пол. 20-х гг. был первый сов. героико-приключенческий фильм, посвящённый Гражданской войне 1918—20,—«Красные дьяволята» (1923, реж. И. Н. Перестиани, сценарий П. А. Бляхина), обаятельные мужеств. молодые герои к-рого в течение многих лет пользовались успехом у зрителей. В груз, фильмах в эти годы снимались артисты: Н. Г. Вачнадзе, М. Г. Геловани, М. Э. Чиаурели, 3. И. Беришвили, А. С. Имедашвили, К. А. Микабе-ридзе и др. Во 2-й пол. 20-х гг. в груз, кино пришли молодые творческие работники, принесшие в нац. кинематограф знания в смежных областях иск-ва,— М. Э. Чиаурели, H. М. Шенгелая, Д. Е. Рондели, М. К. Калатозов (Ка-латозашвили), Л. Д. Эсакиа, С. В. До-лидзе и др. В своём фильме «Элисо» (1928, по А. Казбеги) H. М. Шенгелая подчеркнул тему солидарности народов, притесняемых царским самодержавием. Подчинённость всех компонентов фильма его основной идее, поэтические образы, новаторский монтаж, высокая изобразит, культура поставили фильм «Элисо» в число лучших произведений сов. «немого» кино. В кон. 20-х гг. всё большее внимание уделялось совр. теме. М. Г. Геловани поставил сатирич. комедию «Молодость побеждает» (1929) о борьбе комсомольцев с древним обычаем кровной мести. Современности посвящены фильмы Л. Д. Эсакиа «Верхом на Хольте» (1929), Д. Е. Рондели «Угубзиара» (1930) и др. Тема борьбы нового со старым с особенной силой прозвучала в фильмах М. Э. Чиаурели «Саба» (1929), бичующем пережитки прошлого в рабочем быту, «Хабарда» (1931)— сатирич. гротесковой комедии, высмеивающей представителей эстетствующего дворянства. В своих фильмах Чиаурели активно использовал традиции груз. нар. живописи. Вышли на экран также фильмы «До скорого свидания» (1934, реж. Г. А. Макаров), где в своеобразной форме соединены мотивы сатирич. комедии-гротеска и социальной драмы (история побега из тюрьмы груз, революционера), и комедия «Приданое Жужуны» (1934, реж. С. Д. Палаван-дишвили). В 1930 режиссёр-оператор М. К. Калатозов снял фильм «Соль Сва-нетии» — документально-игровой киноочерк о жизни горного уголка Г., в к-ром долгое время сохранялись древние обычаи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments