?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ДЕГА (Degas) Илер Жермен Эдгар

(19.7.1834, Париж,—27.9.1917, там же), французский живописец, график искульп-тор. В 1855—56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854—59 подолгу жил в Италии; изучал иск-во итал. кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Д. к линейной основе живописной формы.

Начал со строгих по композиции ист. картин и портретов («Семейство Беллелли», ок. 1858—60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Д. в кон. 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью гор. жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капигалистич. города («Площадь Согласия», ок. 1875; «Абсент», 1876, Музей импрессионизма). Д. показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта («Женщины на тероасе кафе», монотипия, пастель, 1877, «Гладильщицы», ок. 1884, оба произв.— в Музее импрессионизма); он выявляет механизм проф. жеста, позы, движения человека, их пластич. красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетич. значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Д. Искусству Д. присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра («Звезда»-, пастель, 1878, Музей импрессионизма), Д., трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд («Экзамен танца>, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произв. Д., с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамич. фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость),сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусств, света. Напряжённый характер обретают произв. Д. 1880—90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные гл. обр. пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы», пастель, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). В кон. 1880-х — нач. 1910-х гг. Д. много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лёпке) Д. добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластич. цельность и конструктивность фигуры.

Э. Дега. Автопортрет. Около 1862. Национальная галерея. Лондон.
Э. Дега. «Голубые танцовщицы». Пастель. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

Лит.: Тугендхольд Я., Эдгар Дега и его искусство, М., 1922; [3 е р н о в Б. А.], Дега-[Альбом],Л. — М., 1965; Русакова Р., Дега, М., [1968]; Lemoisne Р. A.,

Degas et son uvre, v. 1 — 4, P., 1946 — 48; Cabanne P., Edgar Degas, P., 1957; L’opera completa di Degas, Mit., 1970.

(О. В. Мамонтова.)

Profile

russiadatabase
База художников России, энциклопедия
The Russia Database, encyclopedia of Russian artists

Latest Month

March 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel