?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

В Москве работает большая группа художников текстиля, объединенных в специальную секцию в Московской организации Союза художников СССР. Этот коллектив начал свою активную творческую деятельность в шестидесятые годы, и с тех пор искусство текстиля постоянно развивается, к старшему поколению присоединяются более молодые художники, главным образом выпускники Московского текстильного института.

Многие гобелены и занавесы московских художников украшают интерьеры общественных зданий — они размещены в клубах, холлах гостиниц, фойе театров, в залах государственных учреждений. Цель авторов этих произведений не только создать эффектное декоративное украшение, но и, органично сочетаясь с архитектурными формами, художественно обогатить обитаемую среду. У московских художников есть большие достижения в этой области.

Но особенно впечатляюще выглядит московский текстиль на выставках — он занимает видное место и во всесоюзных экспозициях изобразительного искусства, и на специальных выставках, посвященных декоративно-прикладному искусству и отдельным его видам. Среди самых значительных назовем выставку 1986 года «Гобелен и скульптура» и прошедшую с большим успехом в прошлом году выставку «Московский гобелен», коллекция которого легла в основу экспозиции, представляемой зарубежным зрителям.

Московский текстиль очень разнообразен; сколько личностей и характеров среди художников — столько почерков и образов в текстильных произведениях. Стилистика московского текстиля эволюционирует, впитывает в себя веяния времени, но сохраняет свои основополагающие принципы.

Главный, ведущий вид творчества московских художников — гобелен, исполняемый в классической технике ткачества на ручных станках с использованием шерстяной пряжи, льняных нитей, иногда сизаля и люрекса. Причем все процессы — эскиз, картон, окраска пряжи, ткацкое исполнение осуществляются авторами собственноручно (иногда с привлечением помощников). Тщательности исполнения, высокому профессионализму ткачества, подбору тонов и фактур уделяется особое внимание. В основе гобеленов чаще всего лежат изобразительно-декоративные мотивы, их содержание навеяно явлениями природы, ландшафтами, космическими идеями, современными проблемами жизни.

Но воплощение этих тем далеко от картинности или подражания живописи, это совершенно оригинальные симво-лически-декоративные решения.

Такие особенности московского гобелена имеют свои основы. Художники воспитаны на русских национальных традициях, в арсенале их наследия — фрески русских церквей, русское религиозное шитье, пелены, хоругви, широко распространенные в православных храмах. Древние памятники культуры отличал торжественный строй, строгая ритмически организованная композиция, сдержанные, очень гармоничные тона, скупые обобщенные формы и силуэты фигур. В древнерусском шитье использовались, кроме шелка, золотые и серебряные нити. Эти величественные древние образы, хранимые подсознанием художников, одухотворяют их современные работы, придавая им внутреннюю значительность, торжественное настроение.

Также с большим уважением относятся наши художники к традициям исторической европейской шпалеры, к ее обобщенному композиционному построению и гладкой ткацкой технике с тонкими переходами цвета, гармоничными Цвет о сочетания ми. Известное влияние оказала и современная французская шпалера в лице ее знаменитых мастеров Люрса, Леду, Сенсанса. Впитывая великие традиции прошлого, овладевая их мастерством, советские художники постепенно выработали свой особый художественный язык, рассказывая им о времени и о воззрениях современного человека.

Русские художники вообще склонны к философским размышлениям, к метафорическому мышлению. Пластический язык их можно назвать аллегорическим, их образы наполнены внутренним подтекстом, формы и колорит окрашены высокой эмоциональностью. Европейским знатокам декоративного искусства, возможно, покажется, что московский гобелен излишне традиционен, чужд эксперимента с пластикой и различными материалами. Такую работу советские художники тоже ведут, но, как правило, она связана лишь с испытанием материала, его фактуры и пластики и остается в мастерской автора, как его личный опыт. На выставке же выходят на арену произведения законченные и продуманные, отмеченные глубоким художественным поиском. Сознательно ограничивая себя в пластическом и пространственном эксперименте, художники все свои творческие усилия направляют на внутренний смысл произведения и поиски выразительности с помощью ткацкого мастерства.

Несколько лет назад в нашем текстильном искусстве появился совершенно новый жанр - художественный уникальный костюм. Его создатели не ставят задачи конструирования модной одежды, реальных туалетов для повседневного быта. Уникальный костюм — это такое же произведение свободного творчества, как и другие виды декоративного искусства. Это костюм фантастический, он проникнут романтикой, в нем много игры и театральности. Он тоже создан авторской рукой — часто художники сами расписывают текстиль, используют ручную вышивку, кружева, сами создают разнообразные детали — головные уборы, украшения, веера. Художники не просто одевают женщину, но создают каждый раз новый и необычный ее образ: то это задумчивая русская красавица в старинном одеянии, то веселая девушка на красочной ярмарке, то озорная Коломбина, то дама в черных кружевах в стиле «ретро», то женщина будущего, готовая к космическим путешествиям... Но в этих костюмах нет стилизации, они исполнены на современном языке форм и цвето-сочетаний. Форма платья часто независима от реальной фигуры, она скорее напоминает живую скульптуру, свободно развернутую в пространстве. Художественный костюм, конечно, наиболее эффектно выглядит на модели, в движении, когда на сцене костюмированные манекенщицы разыгрывают маленький спектакль, преображаясь в героинь с разными характерами. Интересно, что в таком, казалось бы, локальном утилитарном жанре, как костюм, находят отражение разные стили искусства, в том числе и явления русского авангарда и современные направления. Выступления девушек в художественных костюмах, сопровождаемые музыкальными мелодиями, их ритмичные движения, жесты, игровые ситуации составляют оригинальный перформанс, а ведь именно такое живое представление характерно для современного молодежного искусства.

Людмила Крамаренко

Profile

russiadatabase
База художников России, энциклопедия
The Russia Database, encyclopedia of Russian artists

Latest Month

March 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel