?

Log in

No account? Create an account
Археологич. и лит. источники свидетельствуют, что предшественницей груз, танц. иск-ва, очевидно, была массовая охотничья пляска, исполнявшаяся в честь бога плодородия — Луны. Развитие земледелия и скотоводства породило обряды с ритуальными плясками (усложнённые хороводы: мперхаобис дге, перхули, чвениереба, адрекила, бери-каоба и др.). Один из древнейших мужских танцев — охотничья пляска фунд-руки (позднее дополнилась гимнастич. упражнениями). Воинственный характер нек-рых мужских танцев формировался в условиях войн: таковы танец воинов хоруми, лазури, идумала, мтиулури, спортивно-гимнастич. танец фарца-куку, пляска с кинжалами ханджлури, пляска всадника мхарули и др. Сохранились изображения танцующей женской фигуры (на костяной пластинке и на монете колхидке 6 в. до н. э.), которые свидетельствуют о том, что ритуальные танцы исполнялись и женщинами. Известны древнейшие танцы: самайа, сопровождавший ритуал рождения ребёнка; мдзимури — пляска женщин, укрывавшихся в монастырях от иноземных за хватчиков; гогмани, ведущие своё начало от тотемич. подражат. пляски птиц; кванцва — танец, построенный на выразит. движениях рук. Процесс развития парного танца в своих истоках был связан с обрядами в честь культа богов земледелия — мелиа-телепиа. В дальнейшем танец становится частью синтетич. зрелища сахиоба (с 11—12 вв.). Парные танцы — роква, шушпроба, мгера, тама-шоба — носили диалогич. характер. Со временем диалогич. парная форма перешла в групповую (древнейшая — танец самайа; позднее — танцы давлури и кар-тули). Среди др. парных танцев: арира, мохеури, мтиулури, гандаган, сванури.

В сов. время наряду с древнейшими формами груз, танца появляются новые, рассказывающие о трудовых процессах — колхозная пляска, сбор чая, сбор мандаринов, калмахоба (ловля форелей), мцкемсури (пастушья пляска); спорт, танцы — парикаоба и кечнаоба (сохраняет элементы хевсурского фехтования), доги-марула (скачки), яахтис-цема (поединок на ремнях), чидаоба (груз, борьба) и др.

Груз, танцы сложны и разнообразны. Почти каждый танец имеет свои приёмы и особенности. В основном это поступат. трёхстопные ходы — вперёд, назад, в сторону — для обоих исполнителей; мужская партия насыщена скользящими и ритмич. движениями (стопами ног), прыжками, бегом, поворотами на пальцах ног.

(E. Л. Гварамадзе, A. C. Чхеидзе)

Музыка Грузии (часть 4)

Среди композиторов звания нар. арт. Груз. ССР удостоены 3. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе, К. Г. Потцхверашвили. Нар. арт. СССР являются А. М. Баланчивадзе и А. Д. Мачавариани; нар. арт. Груз. ССР — А. И. Букия, Р. Г. Габичвадзе, И. Р. Гокиели, А. П. Кереселидзе, Р. И. Лагидзе, Ш. М. Мшвелидзе, Л. П. Палиашвили, О. В. Тактакишвили, Д. А. Торадзе, И. И. Туския,

C. Ф. Цинцадзе, А. П. Марианашвили. Основоположники нац. вокального иск-ва — нар. арт. Груз. ССР В. П. Са-раджишвили, О. А. Бахуташвили-Шуль-гина и нар. арт. СССР А. И. Инашвили. Среди выдающихся певцов Г.: нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, Д. Я. Андгу-ладзе, 3. И. Анджапаридзе, нар. арт. Груз. ССР Н. Г. Кумсиашвили, Е. Т. Со-хадзе, Н. А. Цомая, М. П. Накашидзе, Н. В. Харадзе, М. П. Амиранашвили, Л. Г. Чкония, Л. М. Гоциридзе, Н. С. Тугуши, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гам-рекели, Б. И. Кравейшвили, Г. М. Гри-горашвили, Д. С. Мчедлидзе, Н. А.Белак-нели, Н. Д. Андгуладзе, Т. В. Мушку-диани, И. Л. Шушания, Ш. А. Кикнадзе и др. Среди груз, дирижёров: нар. арт. Груз. ССР И. П. Налиашвили, засл. деят. иск-в Груз. ССР Е. С. Микеладзе, III. И. Азмайпарашвили, нар. арт. СССР О. А. Димитриади, нар. арт. Груз. ССР Д. Л. Мирцхулава, В. П. Палиашвили, дирижёры Г. В. Азмайпарашвили,

Л. Г. Киладзе, Д. И. Кахидзе, 3. 3. Ху-родзе, Д. И. Гокиели и др.; пианистов: основательницы нац. школы нар. арт. Груз. ССР А. Д. Вирсаладзе, А. И. Ту-лашвили, пианисты Э. К. Вирсаладзе, М. В. Мдивани, М. Д. Чхеидзе, Т. К. Амираджиби, Н. К. Габуния, А. Ш. Нижарадзе; скрипачей: нар. арт. Груз. ССР М. Л. Яшвили, Л. А. Исака-дзе, Н. Л. Яшвили; виолончелистов: Г. К. Барнабишвили, А. И. Чиджавадзе, Т. Б. Габарашвили, Э. А. Исакадзе и др. В Г. работают: Тбилисский академич. театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (филиал — в Кутаиси), Тбилисский театр муз. комедии им. В. Абашидзе, симф. оркестр (1933, первый художеств. руководитель дирижёр Е. С. Микеладзе), струнный квартет Г. (1930), Груз. филармония, капелла, эстрадный оркестр «Рэро», эстрадные -юкалыю-инструмент. ансамбли «Орэра» и др. В Тбилиси имеются консерватория им. В. Сараджишвили, 3 муз. уч-ща, Центр, муз. школа, 17 муз. школ. Муз. уч-ща функционируют в Кутаиси, Сухуми, Батуми, Цхинвали, Телави, Поти, Гори, Боржоми, Сигнахи, Рустави. Муз. школы — во всех городах и районных центрах республики.

Лит.: Аракишвили Д. И., Краткий очерк развития грузинской, карталнно-кахе-тинской народной песни, с приложением нотных примеров и 27 песен в народной гармонизации, [М.], 1905; его же, Сравнительный обзор народных песен и музыкальных инструментов Западной Грузии(Имеретип)..., [М.], 1908; его же, Грузинское народное музыкальное творчество, М., 1916: его

ж е, Краткий исторический обзор грузинской музыки, Тб., 1940: Стешенко-

Куфтина В. К., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, [Тб., 1936]; Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья. [Сб. ст.], М., 1956; Грузинская музыкальная культура. Сб. ст., М., 1957; Ху чу а П. В., Тбилисский ордена Ленина Государственный театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1962; И н г о р о к-в а Павле, Музыка, ожившая через тысячелетие, «Курьер Юнеско», 1962, Лй 5; Торадзе Г. Г., Композиторы Грузии, Тб., 1968.

(А. Г. Цулукидзе)

Музыка Грузии (часть 3)

Кантатно-ораториальный жанр, возникший в годы Сов. власти, уходит своими корнями в груз. нар. хоровой эпос. Первые груз, кантаты написаны М. А. Баланчивадзе («Слава ЗАГЭСу», 1927) и 3. П. Палиашвили («Посвящённая десятилетию Октября», 1927). В 1940-е гг. авторами ораторий и кантат явились Н. И. Гудиашвили, Н. В. Нариманидзе. Монумент, ораторию «Кавкасиони» создал Ш. М. Мшвелидзе (1949). Темы современности и патриотизма ярко и самобытно воплотились в «Сердце Картли»

А. И. Чимакадзе (1952), «Дне моей Родины» А. Д. Мачавариани (1954). В 1960-е гг. написаны оратории «Слава Октябрю» А. В. Шаверзашвили (1959), «Родина моя» С. И. Насидзе (1967), «Революционная Грузия» Т. Л. Бакрадзе (1967). Глубиной и эпич. величавостью отличаются оратории О. В. Тактакишвили «По следам Руставели» (1964), созданная по одноим. циклу И. В. Абашидзе, «Бараташвили» (1970) — на стихотворения Н. М. Бараташвили.

Формирование жанра оперетты в Г. Тесно связано с деятельностью Тбилисского театра муз. комедии им. В. Абашидзе (осн. 1934). В жанре оперетты работают Ш. Е. Милорава (автор 15 оперетт, в т. ч. популярной «Песни о Тбилиси», 1958) и Г. Г. Цабадзе, автор 10 оперетт («Великолепная тройка», 1963, «Мой безумный брат», 1965, и др.), А. П. Ке-реселидзе, Р. И. Лагидзе, С. ф. Цинцадзе, Н. И. Гудиашвили, Д. А. Торадзе, Ш. И. Азмайпарашвили, Р. К. Габичвадзе, В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди (автор одной из первых груз. муз. комедий), Ш. Е. Джоджуа, Л. М. Яшви-ли, И. А. Геджадзе, В. Ш. Азара-швили, Н. К. Габуния, С. И. Насидзе, Б. А. Квернадзе.

Новый этап развития груз, романса начался с конца 1940-х гг. в творчестве А. Д. Мачавариани, А. И. Чимакадзе, Р. Н. Лагидзе, Р. К. Габичвадзе и др. Создаются вокально-симф. циклы на тексты классич. и совр. груз, поэзии (О. В. Тактакишвили, А. Д. Мачавариани на тексты Важа Пшавела; Г. В. Табидзе и др.).

В создании жанра груз. сов. массовой песни участвовали композиторы разных поколений, в т. ч. И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе, А. М. Баланчивадзе, Г. И. Кокеладзе, В. Г. Цагарейшвили, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, Р. И. Лагидзе и др. Важную роль в развитии песни сыграли киномузыка, эстрадная музыка и музыка к драматич. спектаклям (Р. И. Лагидзе, А. П. Кереселидзе, Г. Г. Цабадзе, С. Ф. Цинцадзе,

A. И. Чимакадзе, Д. А. Торадзе, А. П. Мирианашвили, Л. М. Яшвили, О. Л. Тевдорадзе и др.).

Значит, место занимает музыка для детей. Созданы произв. разных жанров, среди них, кроме упомянутых детских опер, балет С. Ф. Цинцадзе «Сокровище голубой горы» (пост. 1956), фп. концерты А. М. Баланчивадзе, Н. Л. Мамисашвили, Д. Д. Чхеидзе, фп. сочинения разных форм Т. А. Шаверзашвили (основопололшицы этого жанра в груз, музыке), В. Г. Цагарейшвили,

B. Г. Куртиди, Э. Г. Эксанишвили, детские песни М. III. Давиташвили.

(А. Г. Цулукидзе)

Музыка Грузии (часть 2)

После присоединения Г. к России в 19 в. устанавливаются постоянные связи с рус. и европ. муз. культурами. В 1851 открывается оперный театр в Тбилиси, устраиваются камерные и симф. концерты. Усиливается интерес груз, общественности к нац. муз. культуре. В 1873 по инициативе певца X. И. Саванели и пианиста А. О. Мизандари в Тбилиси основаны хоровые, а затем муз. курсы (с 1886— муз. уч-ще). Педагогич. и исполнительскую деятельность ведут М. М. Ипполитов-Иванов, Н. С. Кленовский и др. Возникает большой интерес к собиранию и изучению груз. муз. фольклора. В 1885 Ладо Агниашвили организовал первый груз, этнографич. хор. Нар. песни собирают и публикуют ф. Я. Ко-ридзе, И. Г. Каргаретели, 3. И. Чхиквадзе, А. С. Бенашвили, затем 3. П. Палиашвили, основоположник груз. муз. науч. фольклористики Д. И. Аракшнви-ли и др. Изучением груз. нар. муз. творчества занимаются и рус. музыканты (X. А. Гроздов, А. Н. Корещенко). В 1880—90-х гг. М. А. Баланчивадзе и И. Г. Каргаретели создают первые груз, романсы. М. А. Баланчивадзе является также автором первой груз, оперы «Коварная Тамара» («Тамар Цби-ери», поставлена впервые в отрывках в 1897, Петербург). Вторая груз, опера «Маленький кахетинец» Н. П. Сулхани-швили, начатая тогда же, осталась неоконченной. В 1905 учреждается груз, филар-монич. об-во, осуществившее постановку опер рус. и зап.-европ. композиторов на груз. яз. В 1911 исполняется первая груз. симф. картина «Гимн Ормузду> Д. И. Аракишвили. В 1917 в Тбилиси открывается консерватория. В 1918 сила-) ми «Груз, клуба» ставится опера Р. Гог-ниашвили «Кристине». В 1919 на сцене оперного театра впервые появляются груз, оперы: «Сказание о Шота Руставели» Д. И. Аракишвили, монументальная эпич. опера-легенда «Абесалом и Этери» 3. П. Палиашвили и комич. опера «Ке-то и Котэ» В. И. Долидзе. В 1919 была открыта первая груз, оперная студия.

Огромный подъём нац. муз. культуры наступил после установления в Г. Сов. власти (1921). Вводится общедоступная система муз. образования. В 1922 в Тбилиси открывается вторая консерватория (в 1924 объединена с первой). В 1920-е гг. получает развитие нац. опера. 3. П. Палиашвили создаёт оперы «Даиси» (пост. 1923) и «Латавра» (пост. 1928). В 1926 в новой ред. ставится опера «Тамар Цби-ери» (3-я ред. 1936, под назв.— «Даред-жан Цбиери»—«Коварная Дареджан») М. А. Баланчивадзе. Появляются груз, детские оперы Ш. М. Тактакишвили. Оперы Д. И. Аракишвили «Жизнь — радость» («Динара», 1926) и В. И. Долидзе «Лейла» (1922), «Писана» (1929) завершают первый классич. период груз, оперы. Наряду с оперой развивается жанр романса, получивший особенно яркое воплощение в творчестве Д. И. Аракишвили.

В 1922 создаётся «Об-во молодых груз, музыкантов», при к-ром организуется в 1924 симф. оркестр и струнный квартет. С кон. 1930-х гг. симф. жанр становится ведущим в груз, музыке. Среди первых крупных произв.: симф. поэма «Гандегили» («Отшельник», 1937) Г. В. Киладзе, симф. поэма «Звиадаури» (1940) Ш. М. Мшвелидзе, 1-я симфония А. М. Баланчивадзе (1944) и др. В конце 40-х и в 50-х гг. создаются 1-я симфония (1949) и фп. концерт (1951) О. В. Тактакишвили (он же автор гимна Груз. ССР, 1946), скрипичный концерт А. Д. Мача-вариани (1950). Авторами симфоний, симф. поэм, инструмент, концертов, сюит явились Д. И. Аракишвили, В. И. Долидзе, К. В. Мегвинет-Ухуцеси, А. К. Анд-риашвили, И. Р. Гокиели, А. П. Кересе-лидзе, Р. К. Габичвадзе, А. В. Шаверза-швили, Д. А. Торадзе, Р. И. Лагидзе,

С. Ф. Цинцадзе, М. Ш. Давиташвили, Н. Д. Сванидзе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, О. М. Гордели, ф. П. Глонти, Н. Л. Мамисашвили, Н. К. Габуния, Г. А. Канчели, В. Ш. Азарашвили и др. В симф. творчестве 2-й пол. 50-х гг. и в 60-е гг. заметен большой интерес к поискам новых приёмов в области мелодия, и гармонич. яз., стремление к овладению сложнейшими муз. средствами.

Многогранно развивается камерно-ин-струмент. музыка, основоположниками к-рой являются Ш. М. Тактакишвили (автор первых груз, струнных квартетов и виолончельных пьес), И. И. Туския (сочинения для скрипки, струнный квартет), А. М. Баланчивадзе (фп. пьесы). Виднейшее место в этом жанре занимает творчество С. Ф. Цинцадзе — автора 7 струнных квартетов, мн. миниатюр для квартета, виолончели. Плодотворно работают в области камерно-инструмент. жанра Н. И. Гудиашвили, А. В. Ша-верзашвили, Р. И. Лагидзе, Т. Л. Бакрад-зе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, Н. К. Габуния, Н. М. Вацадзе, О. М. Гордели, В. III. Азарашвили и др. В 1940-х гг. создаются первые оперы на совр. темы: «Депутат» Ш. М. Тактакишвили (пост. 1940), «Родина» И. И. Туския (пост. 1940), оперы на темы крест, восстания — «Разбойник Како» А. К. Андриашвили (пост. 1940) и историко-революц. движения «Ладо Кецховели» Г. В. Киладзе (пост. 1941), а также на героико-патри-отич. сюжеты —«Маленький кахетинец» И. Р. Гокиели (1943), «Мать и сын» А. Д. Мачавариани (пост. 1945). На совр. темы были написаны и оперы «Призыв гор» Д. А. Торадзе (1947) — первая груз, опера на тему Великой Отечеств, войны 1941—45, «Мзия» А. М. Баланчивадзе (пост. 1949), «Марине» А. В. Шавер-зашвили (пост. 1954); оперы создали А. К. Андриашвили, Ш. И. Азмайпара-швили и др.Значит, произведениями груз, муз. театра явились монументалыю-эпич. опера «Сказание о Тариэле» Ш. М. Мшве-лидзе (пост. 1946) по поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», историко-патриотич. «Баши-Ачуки» А. П. Кере-селидзе (пост. 1946) и опера для детей «Непрошеные гости» А. И. Букия (пост. 1950). Дружбе рус. и груз, народов посвящена опера «Невеста Севера» Д. А. Торадзе (пост. 1958). В монумент, опере «Десница великого мастера» Ш. М. Мшве-лидзе (пост. 1961), по одноим. роману К. С. Гамсахурдиа, воплощены сози-дат. энергия и свободолюбие груз, народа. В 1961 пост, опера-поэма «Миндия» 0. В. Тактакишвили по мотивам произв. Важа Пшавела. В 1967 написан оперный триптих О. В. Тактакишвили, включивший в себя оперы «Два приговора» и «Солдат» (по новеллам М. С. Джава-хишвили) и ораторию «Знамёна выше!» (по стихотворениям Г. В. Табидзе). Появился ряд опер для детей: «Красная шапочка» (пост. 1958) и «Хрустальный башмачок» (пост. 1965) И. Р. Гокиели, «Каджана» М. Ш. Давиташвили (пост. 1966) и др.

Груз, композиторы создали ряд нац. балетов на героико-романтич. (А. М. Баланчивадзе), героико-патриотич. (Д. А. Торадзе), легендарно-фантастич. (Г. В. Киладзе), историко-революционные

(Ф. П. Глонти) и др. темы; оригинально воплотились на балетной сцене произведения мировой классич. лит-ры (А. Д. Мачавариани, С. ф. Цинцадзе, А. М. Баланчивадзе, Р. К. Габичвадзе) (см. раздел Танец. Балет).

(А. Г. Цулукидзе)

Музыка Грузии (часть 1)

Самые ранние сведения о груз. нар. музыке относятся к 8 в. до н. э. В отличие от одноголосных песен др. народов Закавказья, для груз, песенного фольклора характерен многоголосный хоровой склад (особенно типичен трёхголосный), богатый по ладовому, ритмо-интонац., гармонич. и полифонич. строению. Для муз. фольклора Г. характерно большое разнообразие форм, жанров (трудовые, обрядовые, плясовые, колыбельные, лирич., шуточные и др.), стилей, вместе с тем имеются осн. приметы для каждого его этнографич. ответвления. Картали-но-кахетинские песни Вост. Г. отмечены эпич. величавостью и степенностью; их мелодии, широко напевные, речитативноимпровизационные, богато орнаментированы и имеют чёткую ладовую основу. Как правило, ведущими голосами являются два верхних, перемежающихся друг с другом; басы выполняют функцию органного пункта. Распространены (особенно в горных селениях Пшаветии и Хевсуретии) одноголосные и двухголосные песни, отмеченные архаичной суровостью. Песни Зап. Г., особенно гурийские и мегрельские, отличаются кипучей динамикой, большой подвижностью и виртуозностью всех голосов, в т. ч. и басовых, сложными контрапунктпч. приёмами, высокой техникой голосоведения. Оригинален в гурийских песнях «криманчу-ли» («извивающийся голос») — верхний голос, исполняющий фальцетом мелодию виртуозного характера. Распространены одноголосные песни, в их числе аробная «Урмули», гумновая «Оровела», причетчЗари» и др. Популярны нар. танцы: картули, перхули, церули, хоруми и др.

С древнейших времён распространены нар. муз. инструменты: чонгури, пандури, чанги (струнно-щипковые), чунири (струнно-смычковый), гудаствири (волынка), саламури (свистковая флейта), соинари или ларчеми (многоствольная флейта, род флейты Пана), кнари (лира), буки (труба), саквири (сигнальный рог), доли (двухсторонний барабан), дайра (бубен) и др. Лирич. песни Зап. и Вост. Г. исполняются в сопровождении чонгури и пандури.

В груз. муз. фольклоре используются различные диатонич. лады, в горских песнях Вост. Г. употребляется пшав-ский лад (фригийский лад с повышенной 6-й ступенью). Для хоров типичны движения голосов трезвучиями, параллельными квинтами, квартами. В песнях Зап. Г. контрапунктич. развитие голосов более активно и свободно, гармонии порой более резкие.

В 4 в. зарождается груз. церк. музыка, к-рая испытала большое влияние нар. многоголосия (сб. духовных гимнов Ми-кёла Модрекили, 10 в., и др.). Ранние образцы груз, хорового проф. творчества зафиксированы древнегруз. нотными знаками, над расшифровкой к-рых работают учёные.

В 18 в. зарождается муз. культура городского населения, преим. ремесленников, в создании к-рой, кроме грузин, участвовали и др. национальности Закавказья, а также Ирана. В городском фольклоре распространение получили одноголосные песни, исполняемые под аккомпанемент струнно-щипковых (тари, саз), духовых (дудуки, зурна) и ударных инструментов. Популярными стали лирич. песни ремесленников — карачохели.

(А. Г. Цулукидзе)
Архитекторов готовит Груз, политехнич. ин-т им. В. И. Ленина в Тбилиси, художников и архитекторов — Тбилисская АХ. В 1933 организован Союз художников Груз. ССР, в 1934 — Союз архитекторов Груз. ССР.

Илл. см. на вклейках к стр. 392 и табл. XXXVI—XXXIX (стр. 384—385).

Лит.: Ars Georgica. Разыскания Института истории грузинского искусства, [т.] 1 — 5, Тб., 1942-1959; [т.], 6-А, 1963; [т.] 6-В

Р. Т. Т о р д и а. «Старик с одуванчиком». 1968.

(вопросы нового и сов. иск-ва), 1964 (статьи на груз, и рус. яз.); Амиранашви-ли Ш. Я., История грузинского искусства, М., 1963; Чубинашвили Г. H., Северов Н. П., Пути грузинской архитектуры, Тб., 1936; Джандиери М. И., Лежав а Г. И., Архитектура горных районов Грузии, М., 1940; Северов Н.П., Памятники грузинского зодчества, М., 1947; Ле-жава Г. И., Джан диери М. И., Архитектура Сванетии, М., 1958; Д ж а н-беридзе Н., Кинцурашвили С., Архитектура Советской Грузии, М.— Тб., 1958; Ч у б и н а ш в и л и Г. Н., Архитектура Кахетии, т. 1—2, Тб., 1959; Б е р и д-з е В., Грузинская архитектура с древнейших времён до начала XX века, Тб., 1967; 3 а-карая П., Древние крепости Грузии, Тб., 1969; Амиранашвили Ш. Я., История грузинской монументальной живописи, т. 1, То., 1957; Чуоинашвили Г. Н., Грузинское чеканное искусство, т. 1—2, То., 1959; Г о р д е з и а н и Б., Грузинская графика, Тб., 1963; Шервашидзе Л. А., О грузинской светской миниатюре, Тб., 1964; Амиранашвили Ш. Я., Грузинская миниатюра, М., 1966; Мхеидзе Л., Скульптурный портрет в Грузии, Тб., 1967. В. В. Беридзе, Т. Б. Вирсаладзе (средневековое искусство).
В живописи 20—30-х гг. развиты пейзаж (А. Г. Цимакуридзе, Д. Н. Какабадзе, Е. Д. Ахвледиани, В. Н. Джапаридзе), портрет (П. М. Блёткин, К. К. Магала-швили, К. Б. Санадзе), появляются темы индустриализации страны, преобразования села. Легендарно-фантастич. сюжеты разрабатывает Л. Д. Гудиашвили. В 30-х гг. особое внимание уделяется историко-революционной тематике (М. И. Тоидзе, И. М. Тоидзе, А. К. Ку-тателадзе, В. В. Сидамон-Эристави), старому и новому быту (У. М. Джапаридзе). Успешно развивается книжная графика (И. А. Шарлемань, В. Д. Григолиа). Иллюстрации создают Л. Д. Гудиашвили, С. С. Кобуладзе, Т. Г. Абакелия, И. М. Тоидзе, иллюстрации к детским книгам — И. И. Габашвили. Станковая графика (офорт, ксилография, литография) посвящена гл. обр. революц. борьбе народа (Д. Е. Кутателадзе), социалистич. строительству (В. ф. Кутателадзе).
«Евангелист Лука». Миниатюра из Гелатского четвероевангелия. 11 в. Институт рукописей АН Грузинской ССР. Тбилиси.
В скульптуре ведущее место занял портрет (Я. И. Николадзе, Н. П. Канделаки, Н. Д. Церетели); развивалась также монумент, скульптура (К. М. Ме-рабишвили, В. Б. Топуридзе, Ш. В. Ми-катадзе, С. Я. Какабадзе, Р. М. Тавадзе), в т. ч. сюжетный рельеф (Т. Г. Абакелия, Г. Д. Сесиашвили).

Как художники театра работали И. И. Гамрекели, Д. Н. Какабадзе, П. Г. Оцхели, Е. Д. Ахвледиани, В. В. Сидамон-Эристави, С. С. Кобуладзе, С. Б. Вирсаладзе.

В годы Великой Отечеств, войны большое развитие получает агитац. графика, особенно плакат (И. М. Тоидзе и др.). В живописи и скульптуре создаются портреты воинов-героев, картины на историч. и военно-патриотич. темы. Интерес к этим темам сохраняется и в послевоен. годы. Однако наряду с ними появляются помпезные, поверхностные произведения. С кон. 50-х гг. углубляются творческие поиски, усиливается внимание к специфич. средствам изобразит, иск-ва. Характерны острые композиц. построения, подчас повышенная экспрессия. В области те-матич. картины работают Р. И. Стуруа, Ж. К. Медзмариашвили, Г. Д. Геловани, К. М. Махарадзе (тяготеющие к деко-ративно-монумент. решениям), Г. К. То-тибадзе, Д. Г. Хахуташвили, Т. Р. Мир-зашвили, Г. У. Нарманиа, Р. Т. Тор-диа; как портретисты, кроме художников старшего поколения, выступают А. М. Бандзеладзе, Э. Л. Каландадзе, 3. А. Нижарадзе. В книжной графике значительны работы В. Д. Григолиа, А. М. Бандзеладзе, Д. В. Эристави, Т. Л. Кубанейшвили, Д. Г. Лолуа; в станковой — Д. М. Нодиа, Р. Г. Тархана-Моурави, А. В. Шаликашвили; среди театр, художников выдвинулись Д. М.

Тавадзе, П. Г. Лапиашвили и др. В монумент. скульптуре активно выступают Э. Д. Амашукели (автор символич. статуи «Мать-Грузия» и памятника Вахтангу Горгасалу в Тбилиси), М. И. Берд-зенишвили (автор памятника Руставели в Москве, памятника Д. Гурамишвили в Тбилиси), Г. В. Кордзахиа (автор памятника В. В. Маяковскому в Москве перед Домом-музеем поэта), М. К. Ме-рабишвили (автор памятников А. С. Грибоедову в Тбилиси, Ираклию II в Тела-ви), Д. Ш. Микатадзе (автор статуи «Мзечабуки» в Тбилиси). В станковой и декоративной пластике работают И. В. Окропиридзе, Б. Г. Авалишвили, Т. Г. Асатиани, Т. К. Гвиниашвили, А. М. Горгадзе, В. С. Ониани, Г. А. и И. А. Очиаури. Возрождаются иск-во чеканки по металлу (И. А. Очиаури, Г. 3. Габашвили, К. Е. Гурули, И. Д. Коиава), керамика (3. П. Майсурадзе, Р. И. Яшвили и др.).
Самые ранние из уцелевших памятников монумент, живописи на терр. Г. примыкают по стилю к кругу др.-христ. памятников Переднего Востока (мозаичные полы храма в Пицунде, 4—5 вв.). Затем намечается отход от эллинистич. принципов (мозаика алтаря в Цроми, 7 в.), изображения становятся плоскостно-линейными (росписи церкви монастыря До до в комплексе Давид Гареджа). Монумент, живопись достигает блестящего расцвета в 10—13 вв. Росписи сплошь покрывают все внутр. стены и своды храмов. Появляются житийные циклы местных святых, портреты исто-рич. лиц (царь Георгий III, царица Тамара в храмах Вардзиа, Бетаниа, Кинцвиси, царь Давид Строитель — в Гелати, царь Димитрий—в Мацхвариши); принесённые из Византии иконографич. образцы творчески перерабатываются. Для груз, росписей этого времени характерны сдержанность мягко сгармонированного колорита, линейность письма. Развитие идёт от строгой монументальности произв. 10—11 вв. (росписи Атенского Сиона) к динамичности и декоративной изысканности в рисунке и колорите живописи нач. 13 в. (росписи храма в Кинцвиси). Кроме столичной школы, к к-рой принадлежат назв. фрески, существуют местные школы: в провинции Рача, в Сва-нети (художники Тевдоре и Микел Маглакели, кон. 11—1-я пол. 12вв.), в храмах Гелатского монастыря (12 в.) и др.Фрагмент Цилканской иконы. Эмаль. 8 в. Музей искусств Гру-зинской ССР. Тбилиси.

В иск-ве миниатюры (самые ранние — 9—10 вв.) различают две тенденции: одна, характеризующаяся линейной манерой письма, подцвеченным рисунком (Мцхет-ская псалтырь, 10 в., Ин-т рукописей АН Груз. ССР, Тбилиси), связана с местными художеств, традициями; вторая следует приёмам визант. парадных рукописей с их техникой многослойного письма и применением золота (миниатюры 2 го Джручского и Гелатского евангелий, 11 — 12 вв., Ин-т рукописей АН Груз. ССР). Из рукописей с миниатюрами 17 в. наиболее интересны светские, в особенности списки < Витязя в тигровой шкуре».

Декоративно-прикладное иск-во ср.-век. Г. представлено перегородчатой эмалью (развита в 6—15 вв.), расписной керамикой (расцвет в И—13 вв., крупные центры ироиз-ва — Тбилиси, Дманиси; с 15 в. появляется расписная майолика), вышивкой по шёлку и бархату, резными печатями.

В 19 в. важное значение имела связь с зап.-европ. и рус. иск-вом. Зарождается и развивается станковая живопись, гл. обр. портрет. Первый представитель реалистич. портретной живописи — Г. И. Майсурадзе, окончивший АХ в Петербурге. В 1880—90-е гг. появились художники демократия, направления: Р. Н. Гвелесиани, А. Л. Беридзе; Г. И. Габашвили — автор портретов, пейзажей, бытовых картин; первый груз, гравёр-ксилограф Г. Н. Татишвили. В кон. 19 — нач. 20 вв. выступают связанные с передвижниками, обращающиеся к бытовым и социальным темам живописцы А. Р. Мревлишвили, М. И. Тоидзе, график А. И. Гогиа-швили. На рубеже 19—20 вв. появляются произв. основоположника совр. груз, скульптуры Я. И. Николадзе (портреты, надгробия) и талантливого самоучки — живописца-примитивиста Нико Пирос-манашвили.

В сов. время (в 1922) были созданы Тбилисская АХ и нар. художеств, студия М. И. Тоидзе (существовала до 1929). Становление груз. сов. иск-ва проходило в борьбе за социалистич. реализм.
Древнейшие памятники изобразит, иск-ва Г.— художеств, изделия из металла и керамика с врезанным, лепным и расписным орнаментом — восходят к энеолиту. К 1-й пол. и сер. 2-го тыс. до н. э. относятся золотые, серебряные и бронз, изделия из Триалети, украшенные цветными камнями, зернью или чеканными изображениями людей и животных, а также чернолощёная и расписная керамика, к рубежу 2—1-го тыс. до н. э.— бронз, топоры, бляхи, пояса т. н. коба-но-колхского круга, украшенные стилизованными гравиров. изображениями животных, литые фигурки людей. От периода рабовладельч. гос-в сохранились погребения с богатым инвентарём, в т. ч. украшениями из золота с гранатами, зелёными стёклышками, камеями и т. п., выполненными в местных художеств, традициях (применены техника литья, чеканка, гравировка, филигрань, зернь, цветные вкладки), серебряной завозной посудой, стеклом, керамикой (Ахалго-рииский клад», Вани, Армазисхеви, Клде-ети, Бори, Уреки, Самтавро, Багинети и др.).Одна из капителей Болнисского Сиона. Камень. 478—493.
Резная деревянная дверь из с. Чукули (Сванети). 10 в. Музей Грузии. Тбилиси. Фрагмент.

После принятия христианства в Г. приходят из центров христ. Востока новое содержание и новые формы изобразит. иск-ва, к-рые груз, мастера перерабатывают, создавая собственную художеств. школу. Ср.-век. изобразит, иск-во Г. представлено декоративной скульптурой, чеканкой по металлу (являющейся важной областью груз, пластики), резьбой по дереву, монументальной живописью, мозаикой, миниатюрой. Скульптура (рельефы на фасадах храмов, на алтарных преградах, кам. стелах) и чеканка проходят эволюцию от нек-рой пластичности форм, унаследованной от эллинистич. иск-ва (нек-рые капители Болнисского Сиона, рельефы храма Джвари), к плоскостности, линейности (при сохранении пластичности линии) и орнаментальности, к нарушению пропорций человеческой фигуры, что придаёт изображению экспрессию и подчёркнутую декоративность (рельеф из Опизьт, 9 в., стела из Усанети, 8—9 вв., чеканная икона «Преображение» из Зарзмы, 886,— все в Музее иск-в Груз, ССР, и Тбилиси; деревянная резная дверь из (с. Чукули, в Музее Грузии, Тбилиси). В 10—11 вв. поиски пластичной моделировки форм, передачи правильных пропорций человеческой фигуры знаменуют новый этап развития скульптуры Г. К произв. этого времени относятся чеканные золотые выносные кресты из Ишхани), из Брила (мастер Асат), из Брети, чаша из Бедиа; икона «Умиление» из Зарзмы, тондо из Гелати с изображением св. Мамая (все — в Музее иск-в Груз. ССР), кам. рельефы на храмах в Кумурдо, Ошки, Светицховели в Мцхете, Нккорцмиида; отличающиеся тонкой пластичностью и выразительностью кам. рельефы алтарных преград (из Сапары, Ховле—в Музее иск-вГруз. ССР). Произв. чеканки 12—13 вв. украшены пышным растит, брнаментом и цветными деталями (эмали, 'чернь; знаменитый Хахульский складень с многочисл. эмалями; произв. Бека и Бешкена Опизари — все в Музее иск-в Груз. ССР); в 16 в. появляются разработка фонов гравиров. мелким растит. узором, вставки цветных драгоценных камней.
Типология крест, жилого дома разнообразна: «дарбази» в Карт-ли и Месхети, дома типа «одасахли» (деревянный на кам. цоколе, прямоугольный в плане дом из неск. комнат с балконом по всему фасаду) в Зап. Г., дома-башни в горных р-нах. Со 2-й пол. 19 в. в гор. архитектуре господствует эклектизм, в нач. 20 в. встречаются попытки использования нац. архит. форм и мотивов (Груз, дворянский зем. банк, ныне Б-ка Груз. ССР им. К. Маркса, в Тбилиси, 1912—16, арх. А. Н. Кальгин).

В сов. время, особенно с 30-х гг., вместе с осуществлением планов социали-стич. индустриализации, развернулись работы по реконструкции городов (составлен первый ген. план реконструкции Тбилиси, 1934, арх. И. И. Малоземов, 3. А. Курдиани, Г. А. Гогава), курортов, стр-ву жилых домов и обществ, зданий. В 20—30-х гг. строятся здания в духе сов. конструктивизма (санатории, дома отдыха), применяются традиц. нац. архит. формы (среди лучших образцов —• ЗАГЭС, 1927, арх. А. Н. Кальгин, М. С. Мачавариани, К. А. Леонтьев; фасад Музея Грузии, 1927—29, Н. П. Северов; стадион «Динамо», 1933—37, А. Г. Курдиани). Но стремление воплотить новое содержание в нац. архит. формах прошлого в нек-рых случаях сводилось к механич. повторению композиц. и декоративных мотивов ср.-век. груз, зодчества и архитектуры классицизма.

После Великой Отечеств, войны (особенно с 50-х гг.) усиленным темпом идёт реконструкция старых городов (Гори, арх. Л. 3. Сумбадзе и Б. В. Лордкипанидзе; Цхалтубо, арх. В. А. Кедиа и И. Г. Заалишвили), возникают новые города, связанные с крупными индустриальными объектами (город металлургов Рустави и др.). В Тбилиси и др. городах построены адм. здания (гл. корпус Дома пр-ва Груз. ССР в Тбилиси, арх. Г. И. Лежава и В. Д. Кокорин, при участии В. Д. Наса-ридзе), театры, дворцы культуры, учебные, спортивные сооружения, санатории и дома отдыха. С кон. 50-х гг. в Г., как и в др. республиках, широко внедряются индустриальные методы стр-ва. Создаются новые архитектурные формы и объёмно-пространств. композиции на основе новых конструкций и материалов. Среди сооружений 60-х — нач. 70-х гг.: Дворец спорта (арх. В. Ш. Алекси-Месхишвили, Ю. С. Касрадзе, инж. Д.И. Каджаиа), гостиница «Иверия» (арх. О. Д. Каландаришвили, при участии И. С. Цхомелидзе), Груз. с.-х. ин-т (арх. В.Ш. Алекси-Месхишвили, Г. Р. Габашви-ли), новый корпус ун-та (арх. С. М. Бежанов, Ш. Л. Качкачишвили, М. К. Ша-вишвили, М. С. Шубладзе, конструктор В. И. Ломидзе), концертный зал филармонии (арх. И. Н. Чхенкели, конструктор ТТТ В. Газашвили)— все в Тбилиси; Ин-т субтропич. х-ва в Сухуми (арх. Д. И. Кипшидзе, О. В. Пайчадзе, К. А. Цулая). Огромный размах приобрело жилищное стр-во. Создаются р-ны многоквартирных жилых домов, отвечающих местным климатич. условиям, снабжённых лоджиями, балконами, обеспеченных сквозным проветриванием. Разработаны ген. планы крупных городов и курортов, утверждён новый ген. план Тбилиси (1970, арх. Г. А. Джапаридзе, А. В. Джибла-дзе, И. Ш. Шавдиа, И. Н. Чхенкели). Всё больше применяется синтез архитектуры со скульптурой, мозаичными, живописными и чеканными панно (Дом бракосочетаний в Тбилиси, 1965, архитекторы Ш. Д. Кавлашвили, Р. Г. Кикна-дзе, скульпторы Г. А. и И. А. Очиаури; станции Тбилисского метрополитена, с 1966). Развернулось курортное стр-во (особенно в Цхалтубо и Пицунде) и стр-во на селе. Значит, успехов достигла архитектура малых форм (скверы, киоски, обелиски и т. д.).

Profile

russiadatabase
База художников России, энциклопедия
The Russia Database, encyclopedia of Russian artists

Latest Month

March 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel